Использование такого природного ресурса, как холодная вода обыденность для всех потребителей. Расход её увеличивается с каждым годом в разы. Для экономии этого ресурса Правительством РФ был разработан[1] закон об обеспечении всех потребителей счётчиками холодной воды (Постановление Правительства №776).
Закон вступил в силу в 2013 году, но обеспеченность приборами учёта возросла лишь на 15%. Некоторые потребители предпочитают рассчитываться за потреблённую воду по нормативу. Именно для граждан, не установивших водомеры, в 2015 году был введен повышающий коэффициент на водоснабжение
Содержание
Обоснование применения повышающего коэффициента
По данным профильных комиссий при Правительстве РФ существующая социально-экономическая ситуация в каждом регионе подталкивает поставщиков холодной воды предпринимать меры к увеличению тарифов на свои услуги. Инфляционный рост экономики сказывается на составляющих тарифа на воду, хотя нагрузка по оплате коммунальных услуг у населения очень большая.
В себестоимости оплаты за холодную воду заложена статья расходов на модернизацию и текущего ремонта подающих сетей. Увеличение цен на металлургическую продукцию и электроэнергию влечёт за собой либо уменьшение объёмов проводимых работ на сетях холодного водоснабжения, либо увеличение тарифной сетки услуги водоснабжения.
Изношенность сетей и оборудования большинства предприятий не позволяет уменьшать количество ремонтных работ. Так как это скажется на качестве питьевой воды, которое влияет на здоровье граждан и должно соответствовать [2]СанПин 2.1.4.1074.1 «Питьевая вода».
Большую роль в удельном весе стоимости услуги играет и количество потреблённой населением воды. Безучётное потребление ресурса очень влияет на экономические показатели себестоимость тарифа. Так как большее количество воды нуждается в больших количествах затрат на её добычу, приведению к соответствующим санитарным показателям и доставке потребителю.
Установив приборы учёта потребления холодной и горячей воды, граждане стремятся к экономии природного ресурса. Для покрытия неравномерного безучётного расхода воды по сравнению с количеством учтённого потребления в 2015году и был введён повышающий коэффициент для граждан, не имеющих индивидуальный прибор учёта в квартире.
Изменение повышающего коэффициента с 2015 года
Экономический эффект от ввода в расчёт оплаты повышающей надбавки за ресурсы был просчитан в 2011 году. Официально закреплено его принятие состоялось в 2013 году [3]Постановлением №344 Правительства РФ. Но в региональные тарифы этот показатель начал применяться лишь в 2015 году. Стартовал компонент повышения с цифры 1,1. Далее динамика увеличения шла следующим образом:
- С 1 января 2015 года плата с надбавкой увеличилась на 10%.
- С 1 июля и до конца 2015 года увеличение стало равным — 1,2.
- В первой половине 2016 года использовался множитель в 1,4.
- Во второй половине 2016 года надбавка увеличилась до 1,5.
- С 2017 года и по настоящее время коэффициент пересматривается, но в расчёты не вводится. То есть надбавка на уровне второго полугодия 2016 года и это означает, что расчёты за потреблённую воду жильцы ведут с увеличением оплаты на 50% от суммы, заложенной в формуле на оплату воды без водомера.
Неизвестны действия Правительства по вопросу увеличения повышающего коэффициента в дальнейшем.
Как происходит начисление за воду без счётчика
При отсутствии водомера на холодном и горячем водоснабжении расчёт ведётся по нормативу, рассчитанному согласно методическим указаниям, разработанным специальными комиссиями при Правительстве РФ.
Норматив потребления на воду умножается на количество зарегистрированных в квартире граждан и тариф, действующий в данном регионе. Далее эта цифра увеличивается на повышающий коэффициент, то есть на 50% или в 1,5 раза.
Существуют исключения в применении повышающего коэффициента. Заключаются они в том, что в квартире нет технической возможности для установки водомера или жильё признано аварийным. Факт невозможности установки или аварийности жилья должен быть зафиксирован актом, составленным специальной комиссией по инициативе жильца. Только в подтверждённых случаях обязательная надбавка на коммунальную услугу по обеспечению водоснабжением не применяется.
В случае каких – либо неисправностей, не ликвидированных в течение трёх месяцев со дня их обнаружения представителями водоканала или УК на системе водоснабжения, к нормативной оплате за воду добавиться и повышающий коэффициент.
Введение надбавки оправдано экономически, небрежное отношение со стороны потребителей к природным ресурсам обуславливает принятие таких мер, и каждый человек может для себя решить экономить ли ему воду, контролируя её расход по приборам учёта или принимать повышения оплаты, как должное мероприятие.
К сожалению, в статье не изложен путь движения денежных средств по повышающему коэффициенту : либо в адрес РСО , как неосновательное обогащение, либо на счёт текущего содержания ИКУ для проведения энергосберегающих мероприятий в силу их обязанности (п.11(и) Правил №491 от 13.07.2006г.). Как следствие, не рассмотрен правовой механизм разделения платежа жилого помещения без ИПУ на составляющие согласно п.69г, п.69г(1) Правил №354 от 06.05.2011г. и техническая реализация занесения их в платёжный документ в условиях прямых платежей.
Правомерен ли ввод в оплату ЖКХ повышающего коэффициента за отсутствие приборов индивидуального учета в коммунальной квартире, где разделение магистралей невозможно?
Здравствуйте, Святослав! Это правомерно. Но Вы можете инициировать спор о повышении оплаты. Для этого Вам необходимо прежде всего иметь официальный акт, составленный компетентной комиссией о том что разделение магистралей технически невозможное мероприятие.
Здравствуйте!У меня в квитке за квартплату указано отдельными строками «холодное водоснабжение» и «повышающий коэффициент».Так ли это должно быть???
Какой повышающий коэффициент на водоснабжение в Москве — 1,5 или 2? Вы практикуете в Москве. Если Вы представляете своего клиента, собственника квартиры в Москве без установленных водосчетчиков, расчет с каким повышающим коэффициентом на водоснабжение и водоотведение Вы будете защищать?