Что делать, если долго не включают отопление?

Бесперебойная подача тепла в жилые дома это главная обязанность теплоснабжающих организаций. Решение о начале и об окончании отопительного периода принимается муниципалитетом региона индивидуально для каждого федерального округа.

Это решение основывается на Постановлении №354 Правительства РФ[1]. При возникшей ситуации, когда отключили отопление в разгар отопительного сезона, потребителям нужно проявлять заинтересованность в проблеме и знать, куда звонить в этом случае.

Куда первоначально жаловаться, если нет отопления

Многоквартирные дома муниципальной формы собственности состоят на обслуживании в организациях по предоставлению жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время эти услуги предоставляют управляющие компании. К функциональным обязанностям УК относится и качественное оказание услуг по отоплению помещений. При этом температура в квартирах должна соответствовать санитарным нормам.

Обнаружив отсутствие отопления в квартире, либо в отдельно взятой комнате, жильцу необходимо обратиться к диспетчеру УК для выяснения причины обстоятельств с теплом. Диспетчер обязан предоставить исчерпывающую информацию о ситуации и свои данные для фиксирования их жильцом при дальнейших действиях по необходимости.

В случае отключения тепла из-за аварии на сетях системы отопления важно знать, что время устранения аварии регламентировано Постановлением Правительства №170 приложением №2[2]. Согласно этому нормативному документу теплоснабжение может быть отключено на следующее количество времени:

  1. Для устранения аварии не более чем на 24 часа в месяц в совокупности.
  2. При пониженной температуре в квартире до 12 Со на не более чем 16 часов.
  3. При температуре ниже 12 Со непрерывно от 4 до 8 часов.

Несоблюдение регламентированных временных норм подвергается перерасчёту за услугу теплоснабжения в сторону снижения за каждый лишний час на 0,15% от полной суммы начисления, причитающейся за период нарушения.

Подтверждение факта отсутствия тепла фиксируется актом, который составляется ответственным представителем УК. Акт составляется в двух экземплярах, по одному для каждой стороны. В документе указывается причина отсутствия тепла, время отключения и сроки устранения аварии. Акт подписывается представителем компании и инициатором жалобы.

Если устное обращение в диспетчерскую не привело к результатам, то есть представитель для составления акта не явился, отопление не включено и температура в квартире снижается, можно составлять претензию, как личную, так и коллективную.

Претензия составляется в двух экземплярах с подробным описанием возникшей проблемы и указанием времени начала отсутствия тепла. На экземпляре потребителя ответственный сотрудник УК ставит штамп предприятия, дату получения и подпись с расшифровкой данных лица, получившего претензию. Срок рассмотрения претензии не более трёх дней с момента её получения. Отсутствие реакции на претензию означает признание поставщика услуги своей вины.

Следующий этап обращения по поводу отсутствия отопления

Отсутствие реакции со стороны работников ЖКХ подталкивает потребителя к написанию заявления в вышестоящие органы, курирующие вопросы теплоснабжения. Этой организацией является Департамент жилищно-коммунального хозяйства местного самоуправления.

В заявлении излагается суть проблемы с указанием всех действий выполненных жильцом для устранения возникшей ситуации. Обязательно приложить копию письменной претензии и ответ компании при его наличии.

На рассмотрение заявления по ФЗ№59 «Об обращении граждан»[3] отводится не более 20 дней, а в случае особых условий, таких как недопоставка тепла в жилище зимой при низких температурах – в пределах суток. Для разбирательства направляется комиссия, о чём потребитель уведомляется по телефону.

На заявление жильцу предоставляется письменный ответ, который обязательно должен содержать разъяснения по существу вопроса, причину возникновения ситуации, в случае невозможного немедленного реагирования – сроки ликвидации причины холодных радиаторов и последствий аварии. Ответ подписывается ответственным лицом, на которое направлено обращение и данные исполнителя, прорабатывающего претензию.

Дальнейшие действия потребителя, при не решении проблемы отсутствия отопления

Если обращения в УК и Департамент ЖКХ не дают результат и отопление в доме или квартире отсутствует, бездействие ответственных лиц можно обжаловать в органах государственного надзора. Так как отсутствие тепла в отопительный сезон это нарушение прав потребителя и ущемление прав человека то обратиться с жалобой можно в следующие государственные структуры:

  • отдел по защите прав потребителя;
  • территориальный отдел Роспотребнадзора;
  • районное отделение прокуратуры.

При этом важно знать, что в государственные органы результативно обращаться после проведения работы с управляющей компанией. На момент написания жалобы у потребителя на руках должна быть переписка с ответственными лицами коммунальной организации и вышестоящих органов, акты обследования.

Обращаться с претензиями нужно грамотно в рамках правового поля и по возрастанию – от непосредственных исполнителей услуги теплоснабжения до органов государственного надзора.