Граждане, владеющие и пользующиеся недвижимым имуществом, имеют право самостоятельно определять список услуг, за которые они платят. Не все знают, что согласно статье 162 ЖК[1] можно отказаться от услуг ЖКХ. Многие обслуживающие организации не информируют потребителей о такой возможности. Из-за повышения тарифов этот вопрос, в последние годы, стал интересен большей части населения.
Содержание
Можно ли отключиться от общих коммуникаций
Кроме вопроса как можно отказаться от сервиса, людей интересует вопрос: есть ли ограничения. В сфере жилищных правоотношений все связано, одно неверное действие часто приводит к лишней трате денег и времени. Поэтому юристы рекомендуют писать заявление об отказе при крайней необходимости.
По закону владельцы жилого помещения вправе отключить те ресурсы, потребление которых возможно зафиксировать и их отключение не приведет к нарушению законных прав других собственников. От каких ресурсов граждане могут отключиться:
- Центральное отопление.
- Электроэнергия.
- Водоснабжение.
- Газоснабжение.
- Добровольного страхования, которое производится без согласия плательщика.
- Дополнительный платный сервис: телевидение, интернет.
Отказаться от дополнений просто, а от общепотребляемого сервиса достаточно сложно. Прекращение поставки энергии, тепла или воды в квартиру одного владельца, может отразиться на других жильцах многоквартирного дома. Поэтому отказнику следует получить разрешение на отключение и провести процедуру с соблюдением всех правил.
На ход процедуры оказывает влияние еще и наличие измерительных приборов. Счетчиками фиксируется точное количество израсходованного ресурса. В случае отсутствия измерительных устройств, оформить отказное письмо и отключиться от общедомовых сетей будет проблематично.
Потребитель вправе снова подключиться к сетям спустя некоторое время. Но за повторное подключение потребителю придется заплатить.
Плательщик обладает свободой выбора, но законом установлены ограничения. Деятельность ТЖК, оплачивать которую обязаны граждане:
- Деятельность, связанная с обслуживанием и содержанием общедомового имущества.
- Капитальный ремонт и обеспечение коридоров и подвалов.
- Вывоз бытового мусора.
- Уборка подъезда и территории, которая прилегает к дому.
Подать заявление с требованием исключить целевой сбор из квитанции нельзя, так как за содержание и обеспечения общего имущества все жильцы вносить плату обязаны.
Как отказаться от обслуживания
Есть только один способ отключиться от коммунального обслуживания — обратиться в жилищно-коммунальное хозяйство с письменным обращением. Действовать надо следующим образом:
- Обратиться в управляющую компанию, которая обслуживает дом. Перед этим проконсультироваться с сотрудниками о том, как оформить заявление и на чье имя его писать. Обычно в УК есть готовый бланк, который нужно просто заполнить. Либо можно самостоятельно написать обращение. Общение пишется на имя руководителя компании и составляется в соответствии с требованиями Гражданско-процессуального кодекса. К заявке прикладываются копии приложений, подтверждающие права заявителя.
- После сдачи заявление необходимо ждать. У УК есть 15-дневный срок на рассмотрение обращения. Ответ обычно поступает по почте, также сотрудники могут позвонить и сообщить о результатах рассмотрения.
- После получения ответа, необходимо уточнить время для проведения сверки.
- В назначенный день сотрудник организации посетит заявителя, проведет проверку и при отсутствии ограничений назначит дату общего собрания для принятия решения.
- В случае положительного решения, оформляется соответствующая документация.
- В итоге из квитанции гражданина будут исключены ресурсы, на которых он оформил отказ.
Какие бумаги потребуется в процессе
Чтобы коммунальные организации приняли необходимые меры, лицу нужно подать письменную заявку. С заявлением надо сдать и документы, которые требуются должностным лицом для инициации процесса. Сдать бумаги желательно лично, но можно и по почте.
Обращаясь в УК, собственнику потребуется предъявить следующие бумаги:
- 2 экземпляра обращения, оформленного по требования Гражданско-процессуального кодекса;
- копию и оригинал удостоверения личности или паспорта;
- копию и оригинал договора на обслуживание;
- бумаги, подтверждающие право собственности на дом, квартиру, помещение.
После удовлетворения требований обратившегося, квартплата станет меньше. Но экономия скажется на комфорте. Поэтому отключаться следует только от того, чем действительно не пользуешься, и то, что было включено в квитанцию без согласования с плательщиком. Процедура не сложная, но занимает довольно много времени. Так как требуется разрешение не только должностных лиц, но и получения одобрение еще и жильцов МЖД.
Здравствуйте. В квартире не живем. Горгаз проводил проверку, отключили газ,мы позвонили и сообщили, что готовы предоставить доступ в любое время. Нам отказали потому,что нет соседей с которыми у нас якобы один стояк. Стояк у нас отдельный. Ничего не могу доказать. Что делать? Спасибо
Здравствуйте, Павел! Любой взаимодействие с коммунальщиками, особенно решение спорных вопросов, необходимо проводить в письменном виде, в двух экземплярах. Это нужно для того, чтобы факт Вашего обращения был зафиксирован и Вы получили письменный ответ, который можно обжаловать. Поскольку отключение газа это вопрос, требуемый немедленного реагирования, то Ваше обращение должно быть рассмотрено в течении суток. Если наблюдаются проволочки, Вам нужно обратиться с жалобой в прокуратуру.